XXIV отчетно-выборная конференция

1. Отчетный доклад областного комитета профсоюза.

2. Выступления делегатов конференции

3. Принятые конференцией документы. (постановление, обращения)

 

Отчетный доклад областного комитета профсоюза.

 

Уважаемые товарищи делегаты, гости и приглашенные!

 

Кудряшов В.П., председатель Тюменской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ

Я поздравляю Вас с очередной победой! Вчера Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о МРОТ, который с 1 января 2005 г. составит 720 руб., с 1 сентября 2005 г – 800 руб., с 1 мая 2006 г. – 1100 руб. и в 2008 г. должен сравняться с прожиточным минимумом. Это одно из наших главных требований, это совместная заслуга профсоюзов России и депутатского корпуса, а значит и наша.

И таких побед в отчетном периоде было немало: чего стоит принятие эпохального документа – Трудового Кодекса, причем профсоюзного варианта! Сколько сил и энергии потратили все – от первички до ФНПР, чтобы этот документ был принят.

Существенные изменения произошли в политической жизни страны: избран новый Президент, новый губернатор области, назначен новый директор департамента здравоохранения Тюменской области и мы возлагали на них большие надежды. И наши надежды во многом оправдались. Жизнь стала налаживаться. Если бы еще не реформы, которые стало проводить Правительство и, зачастую, не в пользу народа. Реформа ЖКХ, системы здравоохранения,  кстати сменился и министр и название министерства, так называемая оптимизация бюджетной сферы и др.

В этот период существенно возросла роль профсоюза, особенно его защитная функция.

Тюменский обком профсоюза совместно с областным советом профсоюзов, под руководством ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ и при поддержке федерации независимых профсоюзов России, все свои силы и знания направлял на решения основных задач, стоящих перед областной организацией. Имея 80-тысячную армию членов профсоюза, причем единую на всей территории Тюменской области и 5-миллионный годовой бюджет, нам – любые задачи по плечу!

Тюменская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ – одна из крупнейших областных, отраслевых организаций профсоюзов.

На первое января  2ОО4 г.  наша организация насчитывала  в  своих рядах     72  9О0 членов профсоюза  работающих  в  предприятиях, учреждениях, организациях, 5088  членов  профсоюза  студенческой  молодежи, 3748  состоит  на  учете  членов  профсоюза  неработающих  пенсионеров. Охват профсоюзным членством составляет 90.1 %. За минувшие  5  лет количество членов  профсоюза несколько уменьшилось и охват профсоюзным  членством снизился на .1 ,7 % в целом по области.

В структуру Тюменской областной организации Профсоюза входят:

Окружная организация ХМАО;

окружной совет ЯНАО;

Тюменский  совет  областных    учреждений;

4 территориальных;

8  городских;

        -   7 районных;

        - 32 первичных  организации ЛПУ;

        -   9   студенческих  первичных организаций;

Всего  в состав областной  организации  входит 389 первичек.

По югу Тюменской области профсоюзное членство, хотя и увеличилось в 2003 году на 1,5%, в целом составляет всего 89,6%.

Восстановлена работа первичной организации Бердюжской ЦРБ, студенческой первичной организации Ялуторовского медицинского училища.

Вновь создана первичная организация окружной психиатрической больницы ЯНАО. 

Стабильно держится профсоюзное членство в ХМАО, за отчетный период оно увеличилось на 0,9%, и в целом составляет 91,6%.

С появлением   ответственного  профсоюзного  лидера в г. Нягани восстановлена  работа  первичной  организации  городской  больницы.

Очень низкое профсоюзное членство в первичных организациях Профсоюза  городов (Покачи, Игрим, Югорск). К сожалению, не восстановлена работа профсоюзной организации в Советском районе и городе Мегионе.

Более низкое  профсоюзное членство по-прежнему  держится в ЯНАО и составляет  86,7%, хотя  за данный  отчетный  период профсоюзное  членство увеличилось на 0.6 %.    Не  стало  городских  организаций  Профсоюза  в  г.г.  Муравленко,  Новом – Уренгое.

В состав Тюменского обкома было избрано 65 человек, членов президиума -  15 и  в КРК избрано 7 человек.

Аппарат обкома: председатель, два заместителя (Кошкина Г.К., Кожевников Ю.Н.), зав. Финансовым отделом Сафонова Т.А., технический инспектор труда ЦК профсоюза по Тюменской области Распопин В.Л., с сентября 2003 г. инструктор по физической культуре и спорту Хомутов Г.И.

На мой        взгляд, у нас была хорошая команда и мы дружно работали. Конечно, возникали споры и проблемы, но мы их решали.

Основными направлениями работы Тюменской областной организации были:

Выполнение плана мероприятий ЦК профсоюза по реализации «Концепции деятельности профсоюза работников здравоохранения РФ на период до 2005г.»;

Сохранение членства в профсоюзе, организационное и финансовое укрепление профсоюза;

Защита социально-трудовых интересов членов профсоюза:

Через коллективные договоры, соглашения;

Через повышение зарплаты.

Обучение профсоюзных кадров и актива.

Контроль за соблюдением безопасных условий труда в учреждениях здравоохранения.

Выполнение плана мероприятий по реализации молодежной политики.

Законотворческая деятельность.

Развитие массовой физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни.

За 5 лет проведано 9 пленумов, 23 президиума, из них 7 выездных – Ханты-Мансийск, Ялуторовск, Сургут, Салехард. Выездные Президиумы всегда сопровождались учебой профактива.

На первом Президиуме утвержден план выполнения критических замечаний, высказанных на 23-конференции. Все предложения, замечания рассмотрены и выполнены, чего не скажешь о первичках и некоторых советах, где эта работа велась слабо.

За период 5-тилетней работы стратегическое направление основной деятельности областной организации Профсоюза и ее постоянно действующего органа – обкома - по социально-экономической защите членов профсоюза осуществлялась через реализацию решений пленумов и президиумов, разработку мер по социально-экономической и  правовой защите интересов работников отрасли, учащихся в учреждениях медицинского профиля, пенсионеров.

Методами решения поставленных задач были:

помощь первичным профсоюзным организациям в заключении коллективных договоров,

заключение соглашений различного уровня,

борьба, именно такое слово следует использовать, за повышение заработной платы,

обучение профсоюзного актива.

Анализируя ранее принятые решения, выдвигаемые требования, можно отметить, что наша работа не была «вхолостую».

Обобщенные требования по  социально-экономической  защите интересов работников здравоохранения, принятые на пленумах и президиумах направлялись Президенту,  Правительству РФ,  в  Министерства финансов, труда, здравоохранения, ФНПР, ЦК профсоюза, администрации области и округов, Тюменской областной думе.

Из выдвинутых за эти годы основных требований, начиная с конференции 1999 г., выполнено:

- Через колдоговоры проведены многие доплаты и надбавки, не предусмотренные приказами МЗ РФ, дополнительные отпуска.

- В ряде учреждений, благодаря настойчивости профкома, значительно улучшились условия труда (проведена аттестация рабочих мест, ремонтные работы).

- С 2000 г. были установлены доплаты к ставкам первых 6-ти разрядов ЕТС.

- Ставка первого разряда в 1999 г. была 110 руб., с 1.12.01 – 450 руб. (т.е. в 4 раза за 2 года).

- Средства на цели сан.-кур. оздоровления стали выделяться администрацией субъектов РФ .

- Проведенные протесты против отмены ЕТС привело к слушаньям в Госдуме и отмене проекта МТ РФ по концепции оплаты труда.

- МТ РФ дало разъяснение о сохранении право на «северный» отпуск работающим по совместительству.

- Внесено 6 изменений в расчеты начисления пенсии с целью более справедливого учета заработка.

- В 2000 г. в требование Пленума было включено: выплата пенсии по выслуге лет работникам здравоохранения в городах. И с 2002 г. требование реализовано. И это не все позитивные примеры.

К сожалению добиться выполнения всех пожеланий наших членов профсоюза нам не удалось. Так,  по-прежнему зарплата многих работников здравоохранения и пенсии ниже прожиточного минимума,  образование и здравоохранение для населения становится  все  более  платными, есть случаи задержки выплаты заработной платы,  не везде и не в полной мере  выполняются гарантии, предусмотренные работникам на селе и  на Севере.

Но то, что многие из поставленных проблем были решены, факт - несомненный.

Одна из главных задач над которой постоянно работал обком – это повышение зарплаты через коллективные действия, через совместные обращения с обкомами образования и культуры к губернаторам и думам. И здесь нам удалось достичь существенных успехов: с 1 декабря 2002 г. зарплаты была увеличена в 2 раза, с 1 октября 2003 г. – 1,33 раза, кроме этого на юге области были введены социальные выплаты по 1000 рублей 3-4- раза в год, в этом году на 11% увеличилась зарплата с 1 октября в ХМАО.

На сегодняшний день средняя зарплата составила на юге области 5,5 тыс. руб., в ХМАО – 12,5 тыс. руб., ЯНАО – 11 тыс. руб. Если сравнить со средней зарплатой в промышленности, то это, где- то, процентов 35 всего лишь.

Насколько слов о новой отраслевой системе оплаты труда. Два года назад Правительство пыталось отменить ЕТС и внедрить новую систему, в которой отменялось 25% надбавка за работу на селе, за вредные условия труда, все перекладывалось на плечи субъектов, без всяких государственных гарантий МРОТ.

На борьбу поднялись все профсоюзы бюджетной сферы. Коллективные действия прошли по всей России, в т.ч. и у нас 26-28 февраля 2003 г. и нам ВНОВЬ удалось победить. Мы отстояли 25% за работу на селе, сохранили льготы по выплате коммунальных услуг и пр. и в целом отсрочили введение новой непродуманной системы.

И все-таки, с 1 января 2005 г. эту систему оплаты труда пытаются внедрить без достаточной правовой базы. В каждом субъекте, в каждом муниципальном образовании предполагается своя система оплаты труда. Чуть ли не главный врач будет единоличным распорядителем фонда оплаты труда. Такое вольное толкование и использование отраслевой системы оплаты труда недопустимо и профсоюз обязан с этим разобраться. Кстати, в соглашении с департаментом здравоохранения Тюменской области мы такой пункт записали – что главный врач совместно с профкомом разрабатывает положение об оплате труда.

В течение этого года профсоюз пытался увеличить зарплату по стране и в области в частности, но ничего не получилось и только после всероссийских коллективных действий – забастовки, которая прошла 20 октября 2004 г. в т.ч. в Тюменской области под руководством обкома Правительство согласилось повысить зарплату на 20% с 1 января 2005 г.

Соответственно, в бюджеты всех трех субъектов Тюменской области соответствующее повышение – заложено, а также сохранены все действующие надбавки и выплаты, на юге сохранены социальные выплаты по 1000 руб.

Обком профсоюза давно добивался финансовой поддержки от администрации области на проведение спартакиад, на оздоровление сотрудников отрасли, на приобретение новогодних подарков, на выделение материальной помощи работникам здравоохранения.

Благодаря коллективным действиям, в соглашении с департаментом здравоохранения вписан пункт о финансовой поддержке на перечисленные виды деятельности по мере наполнения бюджета области. Мы добились того, что хотели!

В части реализации задачи по социально-экономической защите – заключению колдоговоров - следует отметить, что обком в лице аппарата оказывал методическую помощь, Так, за 5-ть лет в адрес организаций, состоящих на профучете, выслано 5-ть методических разработок по правилам заключения, процедуре принятия колдоговора, образцы постановлений, приказов, необходимых  в ходе заключения. Сделаны три варианта колдговора, от исходного, 1995-го года,  с учетом изменений законодательства.

Такое внимание уделялось потому, что именно колдоговор способен учесть индивидуальные особенности работы как учреждения,  так и конкретного работника,  определить систему  оплаты труда в рамках ЕТС,  соответствующую специфике работы - как в многопрофильной больнице,  так и в участковой. 

И все же, следует признать, что КД на настоящее время единственный реально действующий и более-менее отработанный механизм в огромной системе социального партнерства. Анализ КД в динамике с 1994 г., показывает, что они становятся более четкими, конкретными, намного лучше прописывается система взаимоотношений профкома и администрации.

Это доказывает рост профессионального мастерства профсоюзных работников, ведь почти в 100% учреждений вся работа по написанию проекта колдоговора лежит именно на председателе профкома.

Социальное партнерство на более высоком уровне – соглашения. Наше отраслевое  соглашение,  впервые  заключенное в 1995 г.,  представляло собой одно из звеньев системы социального партнерства и  первый опыт руководства обкома по его разработке и заключению.

Уже с 1998 г. стало понятно, что в условиях экономической "разобщенности",  "суверенности"  бюджетов  необходимо  заключение соглашений на  "местах",  а именно на уровне города, района.  Более того, оптимальным являлось  соглашение,  заключенное   сразу   всеми профсоюзами бюджетной  сферы  - здравоохранения,  образования, культуры.

Наибольших успехов в заключении соглашения достиг окружной совет ХМАО. Конечно, это в значительной мере связано с лучшей бюджетной наполняемостью в округе, но, как известно, само собой ничего не делается и надо отдать должное председателю тов. Шатилович А.Г. О соглашении с департаментом здравоохранения я уже говорил.

Имеющиеся соглашения свидетельствуют, что именно на месте удается добиться больше, чем «сверху». К сожалению, как только была изменена форма собственности ЛПУ с передачей на субъект РФ, так сразу же исчезли выплаты – это гг. Ишим, Тобольск.

И это не единичный пример, когда при переходе «на высший уровень» теряются льготы, соглашение становится все более неконкретным и неисполняемым.

Позитивные моменты не скрывают главной проблемы – государство отказывается от исполнения соглашения в самых принципиальных  моментах – гарантий оплаты труда. Хотя пока нам удается с помощью коллективных действий сохранять госгарантии, в дальнейшем проблема будет обостряться.

За отчетный период вырос интерес к вопросам охране труда не только в стране в целом, но и повысилось внимание со стороны Профсоюза.

В частности техническим инспектором труда за 5 лет проверено 114 учреждений здравоохранения в т.ч.  юг области – 82 (последние годы совместно с департаментом здравоохранения)

       ХМАО  - 20

       ЯНАО  - 12

Написано 104 представления. Выявлено 2600 нарушений, из них 2270 устранено за отчетный период. Основными нарушениями в области охраны труда являются:

отсутствие или плохо работающая приточно-вытяжная вентиляция;

не во всех учреждениях проводится обучение с последующей проверкой знаний по охране труда в соответствии со ст. 225 ТК РФ;

Не все работники, занятые во вредных и опасных условиях труда обеспечены средствами индивидуальной защиты;

Не заведены личные карточки учета и выдачи средств индивидуальной защиты;

 Не проводится контроль по защитному заземлению;

не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.

Закономерно, что из-за недостатков в организации работы за истекший период в области произошло 855 несчастных случаев на производстве в т.ч.

Юг области – 388

       ХМАО –  376

       ЯНАО –     91

Зарегистрировано 5 несчастных случаев со смертельным исходом: три на юге области, два в ХМАО. В основном это дорожно-транспортные происшествия.

Большую озабоченность вызывает профессиональная заболеваемость среди медицинских работников.

За пять лет впервые выявлено  59 случаев профзаболеваемости, в т.ч.

Юг области – 53

        ХМАО –   2

        ЯНАО –    4

Наиболее частые причины - туберкулез органов дыхания и вирусный гепатит, а наибольшее количество случаев выявлено в областном бюро суд. мед. экспертизы, в областном противотуберкулезном диспансере, в Заводоуковской туберкулезной больнице.

Основными причинами профзаболеваемости являются: неудовлетворительное состояние материально-технической базы и слабый контроль со стороны администрации учреждений за своими работниками по выполнению ими требований по охране труда.

Вопросы охраны и условия труда в областном бюро суд. мед. экспертизы не раз рассматривались на Президиумах, Пленумах обкома профсоюза, направлялись соответствующие обращения в администрацию Тюменской области, в Областную думу, депутатам государственной Думы от Тюменской области.

Тем не менее, проблема остается, а люди продолжают болеть.

За последние 5 лет прошло два Пленума и 10 Президиумов с рассмотрением вопросов по охране и условиям труда наших медицинских работников с принятием конкретных решений. Так благодаря нашей инициативе с 2001г. в Департаменте здравоохранения по Тюменской области работает специалист по охране труда, который в свое время в нарушении приказа Минздрава РФ был сокращен.

К сожалению, не все принятые решения получили должное внимание и отражены в соответствующих действиях администрации.

Так, например, аттестацию рабочих мест по условиям труда в настоящее время прошли в полном объеме не более 10 учреждений области. Остальные приступили или еще планируют данную работу. Единственная причина – отсутствие финансовых средств.

В тоже время, несомненно, что свою роль играет отсутствие контроля за работодателем, что подтверждается проверками, т.к.  чуть ли не треть нарушений, указанных в представлении, требовали лишь грамотного специалиста в ЛПУ. Но здесь уже проблема – на зарплату в 2000 руб. найти такого довольно сложно. Видимо, и Правительство понимает это, т.к. несколько постановлений касается развития общественного контроля за состоянием охраны труда.

Во исполнение требований законодательства за истекший период силами обкома было проучено с выдачей удостоверений 496 чел. уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в т.ч.

По югу области – 108

По ХМАО – 299

По ЯНАО – 89

Тем не менее, позитивного результата мы от этого пока не получили. Со следующего года будет проведен конкурс на звание «Лучший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда». И мы надеемся на активное участие наших уполномоченных в этом конкурсе, тем более, что по итогам конкурса предусмотрены меры материального и морального поощрения.

Говоря о социально-экономической защите, следует напомнить, что ее стержнем выступает правовая защита работника, основные направления которой в работе обкома можно представить следующим образом:

контроль за правильность ведения трудовых книжек работника, ведь скольким людям не назначена вовремя пенсия из-за нарушений ее оформления;

проверка соблюдения администрацией закона и правил при принятии работника на работу, оформление трудового договора;

соблюдение исполнения администрацией положений, как законодательства, так и действующего кол. договора в процессе трудовых отношений;

представление работника в трудовом споре.

С этих позиций встают следующие проблемы:

наличие в профсоюзе лиц, способных осуществлять указанные функции;

обеспечение возможности их работы путем обучения и созданием статуса, позволяющего не только проводить проверки, но и принимать действенные меры;

возможность постоянного и сплошного контроля, который позволит не допускать нарушений, а не просто вести борьбу с уже выявленными нарушениями;

взаимоотношения с администрацией учреждения и контролирующими органами государства (КРУ различного уровня, прокуратурой, судом).

Конечно же, в ряде городов существует практика совместной работы с администрацией по проверке соблюдения законов в ЛПУ, но в целом ситуация безрадостная.

Аппаратом обкома оказывалась консультативная помощь по обращениям.  Представляя собой большой и в какой то  мере  самостоятельный  участок, работа проводилось по трем направлениям:

     - непосредственные переговоры с администрацией;

     - консультации по вопросам оплаты труда,  отпуска, увольнения и т.д.;

     - ответы на письма и устные обращения.

К сожалению, хотя не очень часто, но встречаются ситуации, обусловленные резким нарушением прав работника и профсоюза администрацией. Так, в г. Покачи главный врач больницы не только открыто заняла позицию непризнания профсоюза, но и стала игнорировать не только обращения администрации города, но и решение суда. С апреля 2001 г. шли суды с ней, состоялось 8 заседаний в г. Покачи, вынесено два решения Президиумом суда ХМАО – выше его только Президиум суда РФ. И хотя Президиум сделал заключение о законности требования Пленума обкома об увольнении главного врача по ст. 37 КЗоТ РФ, бывший главный врач упорно требовала восстановления на работе, и только 1 ноября 2004 г. суд поставил точку над «и». Это единственный случай судебной практики России увольнения руководителя по ст. 37 КЗоТ РФ.

Сотрудники аппарата обкома участвуют по приглашению советов председателей в судах. Проведено около 20 заседаний в  гг.  Покачи, Ноябрьск, Тобольск, Ялуторовск, Тюмень. Составлено 9 заявлений в суд без участия в процессе.

Наиболее яркий пример -  в 2000 г. в г. Ноябрьске работнику больницы присуждено судом выплатить свыше 200 тыс. руб. по поводу производственной травмы. Но для этого проведено 8 выездов, в т.ч. 2 – двумя сотрудниками. Сколько времени и средств ушло! Но это необходимо было сделать.

Важный раздел работы обкома - дача заключения и предложений  по нормативным актам,  поступающим в обком из вышестоящих органов. В частности,  это законопроекты, обсуждаемые в ГД РФ, областной Думе.  Всего  через  обком "прошло" около 20 законов различного уровня, более 10 нормативных правовых актов, предлагаемых к использованию. Следует отметить более активную позицию облсовпрофа,  который в последние годы целенаправленно представляет в адрес обкома данные материалы, требует представить предложения.

К сожалению,  отсутствие необходимых средств не позволяет проводить работу по правовой защите в предусмотренном законом объеме. Так, на местах нет возможности держать в штате не только профкомов, но и даже городских советов, юристов.  Почти во всех первичных организациях отсутствует контроль за правильностью действий администрации по трудовым отношениям. Но насколько же реально требование к нашим председателям? Как правило, это все - неосвобожденные работники. И мы хотим, чтобы они не только вели огромную организационную работу, но и были юристами (причем грамотными), разбирались в вопросах социального страхования, финансового права (при составлении колдоговора) и пр.

Районные и, в большей степени, городские советы, комитеты, ответственны за соблюдение прав работника большей мере, чем профкомы. И здесь можно и нужно отрабатывать варианты участия представителей горкомов в комиссиях, заседаниях органов управления по вопросам, затрагивающим социально-экономическое интересы работников.

Далеко не во всех учреждениях созданы КТС, но где они есть, эффективность довольно низкая. Показательный пример – на одном из собраний председатель КТС попросил переизбрать его на том основании, что все решения КТС опротестованы в суде и изменены.

Причины низкой эффективности работы понятны – и зависимость от администрации и даже опытные юристы ошибаются в трактовании закона, что наглядно видно из решений Верховного Суда РФ – сплошь и рядом решение изменяется в кассационном порядке. Так не много ли мы требуем от наших «первичек»?

Учитывая возрастание значимости правового поля и его объема в регулировании трудовых отношений, видимо, следует переносить основное направление работы на уровне «первички» на коллективные споры, где Профсоюз способен сработать намного более эффективно. Именно здесь надо сосредоточить усилия наших организаций, т.к. коллективный трудовой спор – наиболее эффективное средство защиты прав, причем еще до нарушения, позитивное решение распространяется на всех.

Т.о., надо определить уровень требований к правозащите на уровне первичной организации, городской. И не требовать с них то, что не м.б. осуществлено на месте из-за отсутствия специалистов.

Одно из реальных направлений оказания практической помощи со стороны обкома - обучение профактива реализовалась на учебах, как на местах,  так и перед  пленумами.

Большое  внимание уделялось разъяснениям действующих нормативных актов.  За 5 лет подготовлено 70 писем по актуальным проблемам профсоюзного движения,  здравоохранения и по поступающей в адрес обкома документации.

На места  было отправлено около 30 нормативных актов Правительства, Президента,  министерств, фондов (по оплате труда, правила начисления во внебюджетные фонды, по выплатам работникам из ФСС и др.).

На обращение обкома по вопросам обучения уполномоченных по охране труда, сразу же откликнулись советы г. Ноябрьска, г. Сургута, г. Тобольска, г. Ханты-Мансийска, г. Надыма, позднее – районные советы – с. Сорокино, Викулово. Самостоятельно проучили в учебных центрах уполномоченных в г. Нижневартовске.

Обучение работников  здравоохранения  реализовалось путем чтения лекций на учебе руководителей "среднего звена".  Прочитаны 10-ки лекций  на  тему  трудового  законодательства, проведена учеба - уполномоченных профкома и руководителей  – всего около 500 человек.

За отчетный период профсоюзный актив проходил учебу на базе ШПА постоянно действующие семинары (председатели первичных организаций, профгруппорги, председатели проф. бюро, члены комиссии). Всего проучено более 40 000 членов профсоюза.

Возобновлена учеба студенческого профсоюзного актива. В январе 2004г. прошел на базе Тобольского мед. колледжа им. Солдатова, где собрался профактив Тобольского, Тюменского мед. колледжей, Сургутского, Ишмского, Ялуторовского мед. училищ и профактив ТГМА.

За данный отчетный период прошли обучения на УМЦ в г.г. Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Казани, Кургане. Активно принимали участие в данных семинарах профсоюзный актив г.г. Ноябрьска, Нижневартовска, Нефтеюганска, Сургута, Тобольска.

Хочется отметить работу районных, городских организаций, где работа ведётся на высоком организационном уровне, где профсоюзные лидеры твёрдо стоят на защите социально-экономических и правовых интересов членов профсоюза. Это Казак Надежда Тихоновна, Сургут, Сакаро Надежда Андреевна, Нижневартовск, Дубовкина Алла Николаевна, Нефтеюганск, Лутошкина Александра Ибрагимовна, Урай и многие другие.

ФИНАНСОВАЯ  РАБОТА

Признавая, что мощность организации, позволяющая «иметь вес» в переговорах с администрацией всех уровней определяется не только численностью и наличием крепкой организационной структуры, но и во многом наличием финансов, без которых ни одна организация не только не может выполнить выдвигаемых задач, но и сколько-то длительное время просуществовать, вопросам денежных средств организации уделялось большое внимание.

Финансовая работа областной организации Профсоюза заключалась в следующем:

выполнение уставных обязательств по перечислению профсоюзных взносов на всех уровнях организации. Следует отметить, что процент перечисления в вышестоящие организации, начиная с областного уровня, увеличен за эти годы не был, причем он оставляет один из наиболее низких среди отраслевых профсоюзов;

соответствие составления и утверждения смет организации  требованиям Устава,  контроль за исполнением сметы со стороны КРК;

учеба бухгалтерской службы всех уровней.

Ежегодный анализ перечисления профсоюзных взносов, показывал, что процент перечисления соблюдается. Единственная организация, нарушавшая постановление Пленума  - первичная профсоюзная организация п. Пангоды  Надымской районной организации

Сводное поступление средств и основное направление расходов показывает, что приоритетными статьями расходов являются: культурно-массовая работа, материальная помощь членам профсоюза, причем в динамике последних лет она возрастает.

Что касается перечислений в ЦК и облсовпроф, обком профсоюза финансовые обязательства выполняет полностью.

К сожалению, видимо, мало внимания уделялось составлению смет на уровне городских, районных организаций. Из-за несоответствия требований налогового законодательства, положений бухучета, уставных предписаний, не отработана едина практика составления смет, не везде имеются все виды смет, предусмотренные действующим уставом Профсоюза. После конференции будет представлена единая схема составления смет, пояснения по составлению и исполнения. Но в то же время за последний год, когда стали целенаправленно выявляться недочеты, обком значительно активизировал работу по разъяснению правил составления и исполнения форм бухгалтерской отчетности и учета.

Два раза в год проводились семинары с профактивом, куда обязательно включались вопросы о ведении бухгалтерского учета в профсоюзных организациях   согласно  Закона о бухучете, Налогового кодекса РФ, Трудового кодекса  РФ и других нормативных документов

Для единого подхода  к формированию Учетной политики  в профсоюзных организациях  обкомом были разработаны  методические рекомендации и направлены  в городские районные организации, в т.ч. образец приказа по финансовой политике, четыре письма по налогообложению и др.

Оказывалась практическая  и консультационная помощь по обращениям.

Все ужесточающиеся требования налогового законодательства, бухгалтерской отчетности не позволяют эффективно использовать средства «первички» на местах, т.к. неосвобожденный казначей не только не способен справиться с таким объемом работы, но и не владеет необходимой информацией. Для решения проблемы наиболее оптимален переход на рассчетно-кассовое обслуживание в городскую организацию всех «первичек» города. Это же настоятельно рекомендует ЦК профсоюза. Опыт работы гг. Тюмени, Сургута, Н-Вартовска показывают результативность централизации средств. И в этом направлении нам следует двигаться далее.

Новому состава обкома необходимо будет принять меры по выполнению следующих задач:

Укреплять уставную дисциплину профсоюзных организаций по финансовой работе;

Шире распространять практику постановки на рассчетно-кассовое обслуживание в райкомах и горкомах первичных организаций;

Оказывать практическую и консультационную помощь по вопросам финансовой деятельности;

Проводить семинары - обучения профактива  по законодательным нормативным документам, касающихся бухучета, налогообложения.

Обратив внимание на финансы, мы должно четко представлять, что без повышения членства нам эти финансы никто не принесет.

С целью привлечения молодежи в профсоюз на заседании президиума утверждено положение о профсоюзной стипендии и ежегодно утверждаются стипендиаты.

Для привлечения в профсоюз молодежи  на заседании президиума обкома профсоюза принято решение о создании областного молодежного совета.

Хочется отметить такие профсоюзные организации как Нижневартовская, Нефтеюганская, Сургутская, Урайская, Ноябрьская, Тобольская, Ишимская, Тюменская, Салехардская, которые выполнили решения президиума обкома, ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ и создали у себя городские   молодежные советы, которые активно ведут работу с молодежью.

В 2003г. проведен смотр-конкурс на лучшую работу первичной  организации Профсоюза. Представители 7 территорий сражались за призовое место, где профактив и практически и теоретически показал высокий уровень  знаний   Победители  смотра -  конкурса  получили  денежную  премию.   Это направление в работе обкома профсоюза необходимо продолжить.

Но нас, как всегда, подводит исполнительская дисциплина.

Так, постановление по выполнению решения II пленума ЦК Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации по обмену профсоюзных карточек не было выполнено в срок.

Своевременно  закончили обмен  профсоюзных  билетов  лишь немногие организации.

Большая работа проводилась обкомом по оздоровлению работников отрасли и их детей. Но в связи с введением ЕСН и его сокращением, резко снизилась возможность оздоровления.

Несколько слов о пропаганде здорового образа жизни. Мы возродили спартакиады с 2000 г. Провели уже три отраслевые спартакиады. Главная задача – привлечь членов профсоюза к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Спартакиада – это яркая мотивация профчленства, это средство привлечения молодежь в профсоюз.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о взаимодействие с ЦК – ровные, конструктивные, с облсовпрофом – крепкие, надежные, с департаментом – волнообразные, с УРФо – деловые, товарищеские. Конечно, товарищи, обком не использовалась весь свой потенциал, надо работать лучше, надо работать больше и работать более эффективно. Мы находимся накануне 100-летия профсоюзов России, 60-летия – нашей областной организации и от нас зависит с какими успехами мы подойдем к знаменательным датам.

Как сказала Казак Надежда Тихоновна, Сургут, сегодня утром в интервью по радио: «Главная задача профсоюзов – нацелить, научить, организовать».

Спасибо за внимание.