Заседание Пленума обкома профсоюза

(13 декабря 2007 года)

 

 

На заседании Пленума областного комитета профсоюза рассмотрены следующие вопросы:

  1. Организационные вопросы

  2. О практике заключения территориальных соглашений в Тюменской областной, окружных и местных организациях Профсоюза работников здравоохранения РФ

  3. Об исполнении сметы Тюменской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ

    за 2007 год и утверждение сметы на 2008 год.

  4.  Об утверждении сметы Тюменской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ на 2008 год.

  5.  Информация о работе областного комитета Профсоюза с мая 2007 по декабрь 2007 г.

     


            П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13.12.2007г.                                    г. Тюмень                                     № 7.2

 

            «О практике заключения территориальных соглашений в Тюменской

             областной, окружных и местных организациях Профсоюза работников здравоохранения РФ»

 

     На Пленуме в 2002г., одним из направлений деятельности профсоюзной организации выделили развитие социального партнерства. Через пять лет, в связи с изменением законодательства четко видно, что все в большей степени через соглашения и аналогичные варианты взаимодействия с администрацией территорий  будут решаться задачи по представительству и защите интересов работников.

     В действующей редакции ТК РФ заложена предпосылка к созданию единой системы социальных гарантий работникам в учреждениях здравоохранения, прежде всего за счет нормы ст. 48 и 34.

     Из действующих соглашений – отраслевых и территориальных, максимальное количество дополнительных компенсаций прописано в соглашении профсоюзов с Правительством ХМАО-Югры.

     Более длительно отраслевое соглашение заключается на юге области. Но несмотря на длительность работы, льгот там меньше. И что самое главное, отсутствует норма по индексации заработной платы.

     По ЯНАО заключено региональное трехстороннее соглашение на 2007-2009 гг. В преамбуле соглашения обозначено, что условия соглашения учитываются при принятии окружного бюджета. Это гарантирует финансовую составляющую дополнительных обязательств работодателей.

     Предписано предусматривать в колдоговорах оплачиваемого времени для выполнения общественной работы членам профкома и уполномоченным по охране труда.

     Но, как и во всех соглашениях, имеются и недоработки. В п. 7.6. обозначено, что работодатели воздерживаются от массовых увольнений, но критерии массовости не определены. И пункт практически бесполезен.

     Окружным соглашением ХМАО предусмотрена выплата 2-х ФОТ к отпуске. А в территориальных соглашениях – только одного ФОТ.

     Ни в одном из соглашений не прописаны критерии массового сокращения, хотя это обязательное требование норм ТК РФ.

     В Тюменском городском соглашении практически не отражены вопросы, подлежащие включению.

     В Нижневартовске на 2007-2009 гг. предусмотрено повышение финансирования социальных компенсаций – оздоровление, лечение и пр.

     В г. Когалыме муниципальные власти поступили проще – мэр города присоединился к окружному соглашению. При этом существует четкий порядок предоставления выплат, а не его отсутствие или «расплывчатость», как во многих территориях.

     В ряде городов и районов распространена практика принятия обращений к мэру и принятие им решения в интересах работников. Здесь важен непосредственный и частый «контакт» с органами управления.

И такая практика есть, например, в г. Сургуте.

Совсем «свежее» соглашение, действующее на учреждения Роспотребнадзора и ЦГиЭ - ЦК Профсоюза подписал с главным санитарным врачом Онищенко Г.Г.  в 2007г.

Впервые в соглашении появился п. 2.6.6., полностью дублирующий нормы ТК РФ в части взносов с не членов Профсоюза.

Но система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений еще не стала эффективным механизмом, позволяющим установить баланс интересов работников и работодателей, а через это и интересы государства, и не только у нас, но в целом по России. Об этом говорит анализ пунктов генерального соглашения – много позитивных моментов, но ведь они не исполнены.

Основные причины этого состоят в следующем:

* недостаточно активно протекает процесс становления партнерских отношений;

* профсоюзы еще не стали теми партнерами, которые действовали бы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

* в бюджетной сфере к заключению соглашения с соответствующими Профсоюзами органы власти относятся явно «без энтузиазма»;

*  выполнение соглашений не в полной мере обеспечивает снижение социальной напряженности, поскольку содержание соглашений носит   общий характер и не увязано с результатами деятельности учреждений, наличием необходимых средств для реализации социальных гарантий и   повышения уровня жизни.

В целом по анализу положения можно сделать следующее заключение:

1. Только с принятием закона № 90-ФЗ, значительно изменившим нормы ТК РФ, появилось больше возможностей для развития социального партнерства, причем системного, на уровне отношений субъект РФ – муниципальные образования.

2. Во многих организациях уже более 10-ти лет заключаются территориальные соглашения.

3.  В территориальных соглашениях слабо определяется преемственность с соглашениями более высокого уровня.

4.Ключевой вопрос наличия и сохранения гарантий работникам здравоохранения в целях гарантий населения на равенство в получении медицинской        помощи даже в соглашениях высокого уровня прописан довольно слабо.

 

ПЛЕНУМ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1.  Областной организации Профсоюза:

1.1.  для улучшения социально-экономического положения работников здравоохранения использовать предоставляемые нормами ст. 35.1 ТК РФ права;

1.2. Считать, что сложившаяся ситуация с системой социального партнерства отражает тот уровень готовности профсоюзных организаций и тот уровень признания профсоюза администрацией, который соответствуют как правовому полю страны, так и социально-экономическим отношениям.

1.3. В 2008г. во всех районах и городах заключить соглашения (общее для работников бюджетной сферы – учреждений здравоохранения, образования, культуры) при отсутствии городского трехстороннего соглашения;

1.4. считать необходимым сохранение единых принципов оплаты труда в учреждениях здравоохранения, для чего включать в соглашения всех уровней обязательность соблюдения рекомендации Российской трехсторонней комиссии в части оплаты труда работников бюджетных учреждений.

1.5. Постоянно готовить предложения в законодательные и исполнительные органы власти всех уровней по вопросам, регулирующим социально-трудовые отношения.

1.6.Отметить как положительный многолетний опыт работы построение системы социального партнерства в Нижневартовске.

 

2. Председателям городских, районных организаций:

2.1.  в рамках социального партнерства через соглашения уделять максимальное внимание вопросам:

* социально-экономических прав работников здравоохранения в части:

-  оплаты труда (ст. 46 ТК РФ);

-  установлению и соблюдению режимов труда и отдыха (ввиду начавшегося изменения режимов работы учреждений и подразделений);

* развития социального партнерства:

- путем конкретизации порядка реализации на практике норм ст. 35.1. ТК РФ;

- обязательного включения в соглашение гарантий профсоюзной деятельности в части перечисление профвзносов и взносов не с членов Профсоюза в порядке норм ст. 377 ТК РФ.

2.2. при отсутствии местного соглашения совместно с Профсоюзами работников культуры и образования вступить в переговоры с администрацией территории по его заключению;

2.3. проанализировать рост заработной платы в учреждениях муниципальной формы собственности, сравнить с ростом в субъекте РФ и результаты использовать в переговорах с законодательной и исполнительной властью для улучшения социально-экономическом положения работников здравоохранения;

2.4. обеспечивать контроль за реализацией прав работников и Профсоюза, установленных в соглашениях.

2.5. Обратиться в ФНПР по включению в генеральное соглашение норм ст. 377 ТК РФ в части удержания взносов с не членов Профсоюза.

 

3. Обкому профсоюза:

3.1. систематически вести обучение председателей районных, городских организаций Профсоюза по заключению соглашений и практике социального партнерства;

3.2. изучить и обобщить информацию о заключении новых соглашений с учетом норм ст. 35.1 ТК РФ;

3.3. проанализировать исполнение районными, городскими организациями решений пленума № 2 (от 20.12.2000г. «О социально-экономическом положении работников здравоохранения в Тюменской области и задачах Тюменской областной организации профсоюза на 2001 г.») и Президиума № 4.1. (от 18.05.2006г. «О соблюдении социально-экономических прав работников здравоохранения в Тюменской области в ходе реализации национального проекта») с последующим рассмотрением на заседании президиума обкома во II полугодии 2008г.

 

4. Председателям первичных организаций Профсоюза:

4.1. внести в действующие колдоговора те положения соглашений, которые прописывают гарантии профсоюзной деятельности;

4.2.информировать вышестоящие органы Профсоюза о всех случаях несоблюдения администрацией учреждений норм, определенных соглашением.

 

5.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя областной организации профсоюза Кожевникова Ю.Н.

 

 

 

Председатель Тюменской

областной организации Профсоюза                                            В.П. Кудряшов